Страницы памяти
header image

"Механлит" Лесосудомашстроя (ныне ОАО «Электромашина»)

История предприятия

Улан-Удэнский завод «Механлит» Лесосудомашстроя (ныне ОАО «Электромашина») был основан в 1921 г., как "Кузнечно-слесарная мастерская". В мастерской организовали кузнечный, столярный, чугунолитейный, токарный, слесарный отделы. Трудилось в ней тридцать три человека. Рабочие получали в среднем от 30 до 57 рублей в месяц, ученики — 16 рублей 50 копеек. В январе 1925 года кузнечно-слесарная мастерская была передана в распоряжение хозяйственного комиссариата ЦСНХ Бурятской республики и получила новое название: «Верхнеудинский механизированный литейный завод» («Механлит»). 36 рабочих, 5 служащих — вот какое «приданое» получил новорожденный завод.

«Механлит» работал без плана и договоров. Все шло самотеком: придет заказчик – есть работа, нет заказчика – нет работы. В таких условиях браться приходилось за все: за строительство или ремонт домов, поделку дверей, оконных рам, за внутреннюю отделку и устройство прилавков в магазинах. Завод чинил и лёгкие телеги, и сани. Изготавливал для Посольского рыбоконсервного завода жестяные банки.

Планировать начали лишь тогда, когда завод заключил соглашение с Буркоопсоюзом на изготовление втулок для телег с железной осью, а также втулок для телег с деревянной осью. Это был первый крупный заказ стоимостью в десять тысяч рублей. Нередко к заводу обращались с заказами на изготовление бронзовых втулок к разным машинам и механизмам. Но «Механлит» заказы эти отклонял, так как не имел специальной печи для плавки бронзы. Мириться с этим было нельзя. А. В. Макаревич поручил С. А. Марфину, Г. И. Булычеву, литейщикам Ковардакову и Беднягину организовать бронзовое литье. Модельный цех, организованный Яковом Гавриловичем Востоковым, стал делать модели. В 1927 году завод отлил первую партию бронзовых втулок. Так в республике началось бронзолитейное производство. В том же году завод выполнил первый международный заказ. Для Монгольской Народной Республики были изготовлены большая партия упаковочных прессов и несколько тысяч бензобочек.

Настала теплая весна 1927 года. Началась расчистка строительной площадки под новый корпус «Механлита». Вскоре приступили и к закладке фундамента. Новый завод поднимался там, где раньше стояли лесопильный завод и вальцовая мельница богача Родовского.

16 марта 1930 года состоялось общее заводское собрание, посвященное завершению строительства. Заводу присвоили имя Парижской Коммуны. А 20 марта начальник Верхнеудинской строительной конторы ЦСНХ Бурятской АССР Тубиков по описной ведомости № 41-15 сдал новый завод директору А. В. Макаревичу. В описной ведомости было указано, что на строительство за четыре года было затрачено 238590 рублей 95 копеек (по деньгам тех лет). Остались не освоенными 11409 рублей 05 копеек: не были достроены пожарное депо и несколько жилых домов.
Еще до сдачи заводского корпуса, с осени 1929 года, рабочие начали устанавливать во вновь отстроенных цехах станки, механизмы, верстаки и другое оборудование.

Колчаковские войска, отступая на восток, везли с собой оборудование уральского Водковского завода, которое бросили в Верхнеудинске. Эти станки до тридцатого года лежали на каком-то военном складе. По распоряжению ЦСНХ республики завод «Механлит» получил с этого склада 35 разных станков. Большинство их заржавели, некоторые были разукомплектованы. Пришлось «трофеи» основательно подремонтировать, почистить.
По решению ЦСНХ республики с Нижне-Березовского кирпичного завода, когда-то принадлежавшего богачу Загузину, привезли локомобиль в 45 лошадиных сил. Доставили его на «Механлит» в неразобранном виде, погрузив на большие сани, запряженные в двадцать пар лошадей. В то время, конечно, асфальтированной дороги не было, поэтому там, где снег сдуло ветром, возчики специально намораживали лед.
Труд был потрачен не зря: локомобиль обеспечил завод электроэнергией. Начальником электростанции стал Пётр Полуэктович Бухаров. Из Иркутска пригласили опытного литейщика Ивана Илларионовича Куделина. Под его руководством оборудовали новую вагранку. С января 1931 года на заводе полным ходом начало работать литейное производство. Организовали к этому времени и небольшой инструментальный цех. Заведующим цехом назначили Исая Леонидовича Альцмана. В июле 1931 года на «Механлите» уже работало 120 человек.

В марте 1933 года в городе Верхнеудинске создали управление «Совмонтувторга». Оно должно было заниматься перевозкой грузов между Советским Союзом, Монгольской Народной и Тувинской республиками. Грузы перевозились по Тункинскому, Кяхтинскому и Борзинскому трактам. Специальные мастерские для ремонта автомашин «Союзмонтувторга» были организованы в Верхнеудинске на станциях Култук и Борзя. В Верхнеудинске «Совмонтувторгу» передали весь автопарк «Союзтранса». А также его автомастерские. Но авторемонтные мастерские не могли справиться с ремонтом автомашин. Поэтому в апреле того же 1933 года завод «Механлит» объединили с мастерскими «Союзтранса» и дали ему новое название — авторемонтный механический завод.

Вскоре управление «Совмонтувторга» было ликвидировано, завод передали в распоряжение наркомата местной промышленности и предприятию вернули старое название. Осенью 1935 года «отставной» директор нашего завода Иван Гаврилович Климович вернулся на свою старую работу. Возвратились главный инженер Харшевский и начальник механического цеха Сергей Андреевич Марфин.
В октябре 1937 года завод передали Бурятскому тресту наркомата лесной промышленности СССР и он получил новое название — АТРЗ (Автотрактороремонтный завод). Начали ремонтировать грузовые автомашины «ЗИС-5», тракторы «С-80». «СГ-65», «С-60». Кроме того, продолжали выпускать тормозные колодки, башмаки и другие изделия для предприятий лесной промышленности. Нашему заводу поручили также заняться переоборудованием автомашин и больших тракторов на газогенераторные.

После войны до 1961 года завод «Механлит» продолжал ремонтировать тракторы и автомашины. 8 августа 1951 года директором завода был назначен Павел Нилсанович Бурлов.

На основании постановления Совмина РСФСР от 6 января 1961 г. на базе помещений завода «Механлит» организуется завод «Электромашина» по производству электродвигателей. Завод освоил изготовление автокранов трех моделей, около ста типов электрических машин, был начат выпуск погружных электрокипятильников.

Большую роль в реконструкции предприятия, освоении и увеличении выпуска новой продукции сыграли научно-техническое общество, технико-экономический совет, постоянно действующие производственные совещания, общество изобретателей и рационализаторов.

За успешное выполнение заданий 8-го пятилетнего плана по развитию электротехнической промышленности Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 сентября 1971 г. коллектив завода награжден орденом «Знак Почета».

1. Ленхобоев Г.В. Галдан Ленхобоев: благословенная судьба. – Улан-Удэ: Бураяд-монгол ном хэблэл, 2014.

2. Сенчихина, ул. // Улицы Улан-Удэ – памятники истории: словарь-справочник. – Изд. 2-е, доп. – Улан-Удэ, 2014. – С. 292-294.

3. Цыренов Д. М. Сенчихин Прокопий Федорович // Наши земляки – Герои Советского Союза / Д. М. Цыренов. – Улан-Удэ, 1986. – С. 78-82.

4. Продайвода К.М. Индустриальная поступь Бурятии. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1974. – 198 с.

5. Дондуков Ц. Улан-Удэ: Историко-краеведческий очерк. – Улан-Удэ, 1965. – 179 с.

6. Память народа [Электронный ресурс] URL: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=23586

7. Назин Петр Евстафьевич [Электронный ресурс] URL: https://www.moypolk.ru/ulan-ude/soldiers/nazin-petr-evstafevich

Фотографии