Страницы памяти
header image

Предприятие во время войны

В январе 1940 г. директором стал Леонид Иванович Коновалов. С началом ВОВ многие рабочие и инженерно-технические работники и служащие завода отправились на фронт. На нужды фронта взяли заводские машины, с ними уехали и шофера. На заводе остались старики, подростки и женщины.

К началу войны завод имел пять грузовых машин и четырех лошадей. Когда началась война, на военные нужды взяли все машины и две лошади. Пришлось искать выход, была отремонтирована старая полуторка, и женщина-шофер Анна Павлуцкая стала выполнять все транспортные работы. А на лошадях возили грузы между цехами.

Вскоре остались и без лошадей. Очень трудно стало работать литейному цеху. Кокс, дрова и чугунное сырье стали возить на ручных тележках и носить в тачках.

В конце сентября 1941 года директора срочно вызвали в Красноярск. Оттуда он привёз военный заказ: заводу предписывалось в кратчайший срок приступить к изготовлению мин. На подготовку ушло десять суток. Чувствуя большую ответственность перед фронтом, люди трудились днем и ночью. Точно в назначенный Москвой день завод приступил к серийному выпуску боевого оружия.

В первый год войны начал выпускать оборонную продукцию - мины "М-50", чертежи мин, взрыватели, взрывной порох и прочее должны были поступить из Москвы. Красноярский судостроительный завод отгрузил специальный аппарат для точечной электросварки и большой пресс. Включившись во Всесоюзное соревнование предприятий лесной промышленности, коллектив за короткий срок добился высоких показателей.

С тех пор Москва регулярно снабжала завод материалами и сырьем, фронтовая бригада, которой руководил мастер Сафронов, не уходила из цеха, пока не выполнит дневного графика. Молодой член бригады Володя Доржиев ежедневно выполнял свое задание на 250-300 %. Так трудился коллектив завода, где в большинстве работала молодежь и женщины-домохозяйки.

Благодаря упорной работе начальника инструментального цеха Эдуарда Антоновича Гардичука, токаря Николая Семеновича Федорова и слесаря Василия Ивановича Колбина завод успешно справился с заданием. Кроме того, завод подготовил документацию мин "М-120" и передал их другому предприятию для производства. За опытом на завод приезжали из Читы и Иркутска. С начала 1945 г. "Механлит" приступил к ремонту автомашин для лесной промышленности.